Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Можете ли Вы утверждать, что являетесь для ребёнка примером, в части ведения активного образа жизни, занятия физической культурой, спотром?
Всего 23 человека
Голосование
Уважаемые родители! Какие платные образовательные услуги в нашем дошкольном учреждении Вы хотели бы получать в этом учебном году?
Всего 73 человека

ЭНЕРГОМАРАФОН

Дата: 22 декабря 2016 в 19:32, Обновлено 22 декабря 2016 в 19:42

Система образовательного процесса и информационно-пропагандистской работы в сфере энергосбережения в государственном учреждении образования

«Дошкольный центр развития ребенка №1 г.Жлобина»

В государственном учреждении образования «Дошкольный центр развития ребенка №1 г.Жлобина», в целях реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства», налажена система образовательного процесса и информационно-пропагандистской работы в сфере энергосбережения, которая представлена в рамках участия коллектива учреждения  в районном этапе республиканского конкурса проектов экономии и бережливости «Энергомарафон».

Приоритетными направлениями деятельности Центра являются:

  • Формирование основ экономической грамотности участников образовательного процесса;
  • Формирование навыков рационального потребления ресурсов у воспитанников и их родителей;
  • Практическая направленность образовательного процесса в области экономии и бережливости;

Одно из ведущих направлений занимает формирование у воспитанников осознанного чувства бережливости и экономии, формирование активной гражданской позиции в отношении энерго- и ресурсосбережения. Для обеспечения качества данной работы, налажена деятельность по формированию компетентности и повышению осознания каждым педагогом актуальности, важности и необходимости ресурсосбережения.

Решение данных задач в учреждении  реализуется через различные направления работы с кадрами:

  • знакомство педагогов с правовой базой по энергосбережению;
  • систематизация знаний педагогов о рациональных методах использования энергии в быту: бытовом энергосбережении, энергосбережении в зданиях и сооружениях, перспективах энергообеспечения и энергосбережения;
  • формирование практических навыков организации образовательного процесса по теме экономии и бережливости.

В целях выявления компетентности педагогов о методах и приемах формирования у воспитанников культуры энергосбережения проведено анкетирование, результаты которого учитывались при планировании и проведении мероприятий методического характера. Так у педагогов вызывали затруднения вопросы отбора содержания познавательного материала по теме ресурсосбережения, использование практических методов, предполагающих собственную активность детей в рамках данной темы.

Повышение уровня информированности педагогических кадров по проблемам энергосбережения осуществлялось через разнообразные мероприятия, имеющие практико-ориентированный характер: беседы, викторины, открытые просмотры занятий, ознакомление педагогов с материалами победителей конкурса «Энергомарафон» прошлых лет, оформление выставок методической литературы по теме, участие в конкурсах, акциях. В рамках данной работы проведена консультация «Роль педагога дошкольного образования в формировании культуры ресурсосбережения общества», в ходе которой были затронуты вопросы правовой базы по энергосбережению; учебно-методического обеспечения образовательного процесса по формированию у воспитанников представлений о бережном и рациональном использовании ресурсов. Актуализации и расширению представлений педагогов по проблеме энергосбережения, формирование активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию энергоресурсов способствовало проведение викторины для педагогов «Мастер энергосбережения».

В информационно-методическом центре учреждения создан и постоянно пополняется банк методических разработок (конспекты занятий, сценарии развлечений), методических пособий. Оформлена выставка «В помощь педагогам», на сайте учреждения  размещена информация для педагогов в рубрике по обозначенной теме.

Проведены открытые просмотры специально организованной деятельности по теме «Ресурсосбережение», что способствовало обогащению опыта педагогов, выявлению эффективных практических навыков работы, повышению компетентности по реализации задач формирования культуры ресурсосбережения у воспитанников.

В целях распространения эффективного опыта для педагогов учреждения проведен мастер-класс  «Создание детского журнала как метод формирования осознанного отношения детей дошкольного возраста к ресурсосбережению». Воспитатели смогли познакомиться с новой формой работы, приемами, позволяющими включать новые мотивы поведения детей, связанные с растущим в старшем дошкольном возрасте стремлением к серьезной, ответственной деятельности. Учение при этом принимается как серьезный и интересный вид деятельности, поощряемый и положительно оцениваемый воспитателями, формируемые представления становятся для детей значимыми, усваиваются устойчиво.

Деятельность Центра включает в себя так же мероприятия  информационно-пропагандистского характера. Результаты творческого труда педагогов  находят воплощение в буклетах, создании  детского журнала, игровых пособий по теме «Ресурсосбережение», что интересно для детей и очень удобно  для педагогов. Результатом данной деятельности стало оформление сборника авторских сказок для детей «Сказки гнома Берегоши», журнала для детей и их родителей «Берегоша», разработка дидактического материала «Поиграй и запомни», флаеров для детей и родителей, создание видеофильма «Уроки гнома Берегоши».

Педагогами широко используются возможности мультимедийных презентаций при организации образовательного процесса, что способствует поддержанию интереса детей,  выступает наглядным методом, служит способом проверки правильности выполнения заданий детьми по теме ресурсосбережения. Итогом деятельности по пополнению копилки мультимедийных презентаций стало оформление материала по темам «Берегите воду!», «Путешествие в прошлое электрической лампочки», «Берегоша и его друзья».

Педагоги стремятся создать условия для того, чтобы бережливость стала образом мышления детей. Формирование у дошкольников потребности в экономии и бережливости осуществляется посредством использования в работе различных форм работы как в  специально-организованной деятельности, так и деятельности вне неё. Это  проведение тематических занятий, бесед, дидактических игр, игр-драматизаций, рассматривание моделей, организация творческой деятельности: это может быть осознание проблемы через рисунок, стихотворение, сказку. Играя, дети познают мир, поэтому игровые формы являются наиболее оптимальной формой организации образовательного процесса по основам энергосбережения.

Самые прочные и значимые для ребенка те представления, которые он приобретает через собственный опыт и практическую деятельность. В образовательном процессе применяются такие формы работы как - акция «Энергопатруль», детская исследовательская деятельность «Экономия тепла – ступенька в будущее», создание детьми памяток, плакатов, работа над созданием детского журнала по теме ресурсосбережения.

Прошедшая акция «Энергопатруль» выявила богатые возможности применения данной формы в формирование активной социальной позиции детей в вопросе энергосбережения, формировании навыков рационального  использования ресурсов. Равноправная со взрослыми позиция, использование внешних привлекательных для детей атрибутов, выполнение конкретных практических действий и понимание их значимости являлись определяющими условиями эффективности данного мероприятия.

Работа над проектом «Экономия тепла – ступенька в будущее» имела интегративный характер, позволяющий включать в него разнообразные методы работы, стимулирующие собственную активность воспитанников: проведение опытов, наблюдений, зарисовка объектов, ознакомление с познавательной литературой, изготовление моделей, подготовка «докладов» и др. В рамках работы над темой проекта было налажено тесное взаимодействие между педагогами группы, воспитанниками и их родителями, собран богатый материал на тему «Теплосбережение».

Учащимися первого класса, расположенного на базе Центра, подготовлено театрализованное представление для воспитанников старших групп «Уроки гнома Берегоши». Ребята  в своем представлении показали сверстникам, к чему приводит не соблюдение правил безопасности и ресурсосбережения.

Таким образом, педагоги учреждения предусматривают широкое использование наглядности, практическую значимость формируемых представлений, познавательный характер мероприятий, учет индивидуальных интересов детей, включение детей в непосредственную деятельность.

Героем многих мероприятий, посвященных теме ресурсосбережения, в учреждении является гном Берегоша. Использование данного персонажа способствует формированию правил ресурсосбережения через доступные для понимания ребенка образы сказочного персонажа.

Учитывая, что представление о проблеме и интерес к ней может стать у дошкольников устойчивым только при заинтересованности родителей, педагоги учреждения уделяют большое значение привлечению внимания родителей воспитанников к проблеме ресурсосбережения.

Работа с родителями проводится как в режиме Он-лайн, так и в реальном общении. На сайте учреждения в навигацию добавлен новый раздел «Энергоэффективный детский сад». Родители знакомятся с информацией данного раздела, оставляют свои рекомендации и высказывают мнение в разделе «Гостевая книга» по проблеме энергосбережения. Среди родителей воспитанников на сайте учреждения было проведено голосование «Культура ресурсосбережения», где родители смогли выразить свою позицию по данному вопросу. Результаты голосования учитывались при планировании и организации взаимодействия педагогов с законными представителями воспитанников по формированию культуры ресурсосбережения детей.

Родители зачастую являются пассивными наблюдателями образовательного процесса. Для привлечения их внимания, демонстрации имеющегося интереса детей  к теме ресурсосбережения родители приглашались на открытые просмотры специально организованной деятельности. Педагогами центра были разработаны и вручались родителям тематические флаеры, содержащие познавательную информацию по вопросам ресурсосбережения: интересные факты, расчеты, подтверждающие эффективность ресурсосбережения, рекомендации.

В уголках для родителей размещены консультации с рекомендациями по воспитанию бережливости и экономии у детей дошкольного возраста, определен объем представлений, доступный для понимания детьми дошкольного возраста, обращено внимание родителей на возможность привлечения детей к практическим мероприятиям, направленным на ресурсосбережение.

С целью перехода родителей воспитанников от позиции сторонних наблюдателей к позиции активных участников образовательного процесса в учреждении широко используются формы работы, предполагающие непосредственное участие родителей воспитанников. Организовано участие родителей  в выставке «Вторая жизнь старых вещей», где были размещены работы, выполненные непосредственно родителями воспитанников из бросового материала (вторичных ресурсов). Проявив творческие способности, родители смогли создать детские игрушки, развивающие пособия для детей, декоративные изделия из вторичных ресурсов.

С участием родителей создана книга авторских сказок для детей «Сказки гнома Берегоши», где родители выступили как авторы сказок о ресурсосбережении и создатели иллюстраций к ним.

Родители активно включались в создание журнала и проекта, посвященных теме ресурсосбережения: помогали детям найти нужную информацию, иллюстративный материал, участвовали в его оформлении.

Совместно с родителями детьми были созданы памятки, плакаты, рисунки по теме ресурсосбережения, которые размещались в уголках для родителей, послужили иллюстративным материалом при оформлении книги сказок,  журнала, флаеров.

О систематичности и целенаправленности деятельности педагогов учреждения и родителей по воспитанию у детей культуры ресурсосбережения  свидетельствуют высказывания, эмоциональные и  поведенческие реакции воспитанников, интерес к теме,  демонстрируемые детьми в ходе занятий и бытовых ситуаций.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.